Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Обновление для выпускных классов!
Голосование
Соблюдаете ли Вы ПДД?
Всего 13 человек
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего 39 человек

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческого профиля)

Дата: 30 января 2015 в 23:56, Обновлено 16 февраля 2016 в 09:28

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Республики Беларусь

                  В.А. Будкевич

«___» ____________2012 г.

 

Типовая программа дополнительного

образования детей и молодежи

(туристско-краеведческого профиля)

 

Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю, а также его условия и результаты.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.

Целью изучения содержания образовательных областей туристско-краеведческого профиля является формирование разностороннее развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.

Задачи:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;

-  подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;

- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;

- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма;

- расширение знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования.

Туризм и краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.

         Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи и может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся:                                                                              до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю,     

6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю,                                  

11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю,                      

от 14 лет и старше –до 12 учебных часов в неделю.                Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование.

Учебно-тематический план

        Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

В том числе

 

Теоретических

Практических

 

 

 

 

от 30% до 50%

от 50% до 70%

 

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов

Теоретических

Самостоятельных

Контрольная работа

Практиче

ских (учебно-полевые и тренировоч

ные сборы)

 

 

 

Около

20 %

Около

40 %

Около

20 %

Около

20%

(при

возможности проведения)

 

Содержание образовательных областей

В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.

Формы и методы реализации программы

         Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования является занятие (теоретическое и практическое), экскурсия, поход, массовые мероприятия и др. Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д.

Основные методы раелизации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю:

методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);

методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);

методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, рефлексивные методы и др.).

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, слет и другие.

 

Ожидаемые результаты освоения образовательных областей

Авторы программы обозначают предполагаемые результаты по освоению программы учащимися. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин туристско-краеведческого профиля;

- приобретение умений и навыков практической деятельности;

- развитие личностных качеств учащихся.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

    1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
    2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
    3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

 

 

 

http://www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=89353

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.